Вход и регистрация

Поколение Z: разбираемся в психологии современной молодежи

Оригинал статьи размещен по этой ссылке.

В конце XX века американцы Хоув и Штраус создали структурированную "теорию поколений" - научное обоснование проблемы отцов и детей. Согласно этой гипотезе, преемственность - понятие цикличное. Наши дети скорее похожи на наших прадедушек, чем на нас. Чтобы разобраться в психологии нового поколения, обратитесь к семейной истории. Ваши прямые потомки имеют много общих черт с "молчаливым поколением" - людьми, рожденными с 20-х годов до начала Второй Мировой.

В соответствии с этой же теорией, каждая следующая генерация лучше и сильнее предыдущей. Попробуем обозначить новые черты психологии поколения Z.

 

Свобода от рамок

Родители нынешних детей и молодых людей ждали программу "Спокойной ночи, малыши!" в строго определенное время, с детства привыкли к одинаковому для всех режиму, четким расписаниям. Сегодняшняя молодежь воспитывается по разнообразным моделям. В семьях разный ритм жизни, график работы родителей, подход к воспитанию и образованию. В результате у поколения next нет устоявшихся норм и строгих правил. Границы размыты.

Плюсы

"Зеты" мыслят вне рамок. Так же работают и учатся. Их волнует не процесс, а результат. Если не "пилить" школьника, студента, молодого сотрудника - он выполнит задачу в срок. Вам важен итог? Вы его увидите! Но не просите у "зета" план работы или промежуточный отчет. Этим вы выбьете его из колеи.

Минусы

В нашей жизни и сегодня есть точки отсчета. Урок по-прежнему длится сорок минут, на лекции нужно приходить к восьми, а обеденный перерыв в большинстве офисов нельзя отменить, чтобы уйти пораньше. Дети пока еще живут по нашим правилам. Соблюдать их молодежи проблематично, и при малейшей возможности они бегут во фриланс. Например занимаются веб-дизайном или продвижением сайтов.

Свобода информации

Мы привыкли прикладывать усилия, чтобы получить знания и информацию. Ходили в библиотеки, выписывали "Юного техника", ждали программу "Время", чтобы быть в курсе событий. Психология поколения Z другая. Энциклопедии в Интернете, учебник в планшете, курсовая на флешке. Информация везде, как воздух!

Психология и ценности поколения Z

Плюсы

Молодые люди могут быстро найти ответ на любой вопрос, анализировать и структурировать огромное количество информации, безошибочно определяя значимую. Еще поколение next умеет очень четко формулировать свои вопросы!

Минусы

Родителям бывает трудно объяснить подростку, почему не стоит записывать лекции на диктофон. Вы можете долго внушать молодежи прописные истины про моторику и зрительную память. "Зет" ответит, что ему не нужна память, ведь всегда можно сказать - "ОК, Гугл!". В результате страдает общее развитие, многих сегодняшних юношей сложно назвать интересными собеседниками, они лишены багажа фундаментальных знаний.

Свобода общения

Многие современные ценности основываются на коммуникациях. Социальные сети, Скайп, почта, игровые комьюнити, чаты, блоги. У ваших детей наверняка контактов в Фейсбуке больше, чем записей в вашей телефонной книге за всю жизнь.

Психология и ценности поколения Z

Плюсы

"Зет" может иметь знакомства в диаметральных сферах жизни и социальных слоях общества. Он задаст учителю вопрос по домашнему заданию в выходной, не пропустит интересную выставку и за десять минут найдет вам проверенного мастера по ремонту.

Минусы

Печальные свойства психологии нового поколения - неспособность дорожить отношениями и легковерность. Доступность общения извратила такие важные человеческие качества, как верность дружбе и уважение к собеседнику или партнеру. "Зеты" легко рвут любовные связи. Молодежь не умеет держать дистанцию, не видит берегов. Юнец, недавно устроившийся в компанию курьером, может найти начальника в Инстаграме и "лайкнуть" его личное семейное фото.

Свободный диалог поколений

Психология и ценности поколения Z

Попробуем сформулировать кратко, как можно сблизиться с представителями поколения next, заговорить на их языке:

  • Забудьте о субординации, общайтесь на равных.

  • Формулируйте проблемы и задачи кратко. Потренируйтесь умещать их в объем "твита".

  • Обозначайте отношение прозрачно - хвалите или ругайте, никаких полутонов. Юнцы четко понимают язык "лайков" и "дизлайков", рейтинги мотивируют их.

  • Иллюстрируйте всё! Отношения и чувства, вопросы и проблемы. Комиксы, ссылки, демотиваторы, инфографика - это мир поколения Z.